Дата публикации: 28 августа 2020
Президент Российского союза ректоров, ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий и генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков презентовали четвёртый выпуск Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета» по результатам 2020 года. На онлайн пресс-конференции в ТАСС они рассказали о критериях рейтинга, его месте в мировом сообществе, достижениях отечественных вузов, а также влиянии пандемии коронавируса на образовательный процесс. Трансляция доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС вFacebook.
Московский международный рейтинг вузов – академический рейтинг, который оценивает три ключевые миссии университета: образование, науку и взаимодействие с обществом. Создание рейтинга было инициировано Российским союзом ректоров в сентябре 2016 года в соответствии с поручением президента России. С подробной информацией о позициях университетов можно ознакомиться на сайте рейтинга.
«Несколько лет назад были только зарубежные рейтинги: два рейтинга Великобритании, рейтинг КНР, американский рейтинг, но они были ориентированы на другие системы образования. <…> наша страна выглядела неважно в этих рейтингах. Не потому, что наши университеты слабые. Мы знаем, что наши университеты очень сильные. А потому что и критерии, и система оценок, и аналитика материала были ориентированы на другую систему», - сообщает Виктор Садовничий.
В настоящее время существует около сотни рейтингов университетов, где учитываются различные критерии. Среди рейтингов есть определённый «топ», на которые ориентируются многие университеты, и что влияет на популярность вузов и количество поступающих. Особенность московского рейтинга в том, что в отличие от зарубежных, в нём представлен более широкий взгляд на деятельность университета. Помимо вклада в образование и науку, университет имеет значение и для общества. При этом, Московский рейтинг, получил признание как в России, так и за рубежом. Московский рейтинг получил поддержку ведущей международной ассоциации в области образовательных рейтингов IREG Observatory, он включен в реестр глобальных рейтингов (Inventory of International Rankings), прошёл аудит ведущей аудиторской компании PwC. Как замечает Садовничий, такой аудит, помимо «Трёх миссий» прошёл только рейтинг THE.
По сравнению с предыдущим годом расширилась география рейтинга «Три миссии». В прошлом году были представлены университеты из 79 стран, в настоящее время, уже 97. Всего в рейтинг вошли 1500 университетов мира. Больше всего было рассмотрено вузов США – 220, Китая – 122, России – 101, Великобритании – 98, Японии – 93.
Лидирующие позиции в рейтинге заняли следующие университеты: Гарвард, Массачусетский технологический институт (MIT), Кембридж, Оксфорд и университет Пенсильвании.
Среди российских вузов наиболее высокие позиции получили следующие вузы: МГУ – 21, СпбГУ – 40, МФТИ – 46, ВШЭ – 120, МИФИ - 147, НГУ – 161.
Рейтинг указал на сильные и слабые стороны вузов. Например, качество образования – наиболее сильная сторона российской высшей школы. Сразу пять учебных заведений России вошли в топ-100 субрейтинга по группе критериев «Образование»: это МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, МФТИ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ. Представители России добиваются успеха в международных олимпиадах в 5 раз чаще, чем учащиеся из США, и в 4 раза – чем студенты британских вузов. Также Российские вузы имеют высокие показатели по обеспечению студентов научно-педагогическими кадрами, по привлечению иностранных студентов.
Однако, относительно финансирования образования, Россия уступает США в 4 раза и Китаю в два раза. Несмотря на это, российские вузы на взгляд Виктора Садовничего не уступают в качестве фундаментального образования не одному университету мира.
В продолжении презентации Дмитрий Гришанков, генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов, рассказал, что рейтинг «Три миссии университета» основан на большом количестве независимых международных источников: официальные отчёты и сайты университетов и национальных органов власти, онлайн платформы массового образования, большая часть источников – зарубежные. Сбор данных вёл коллектив из 25 человек из 18 стран.
Рейтинг «Три миссии университета» - единственный на данный момент академический рейтинг, адекватно отражающий изменения в глобальном высшем образовании. Например, таким «реактивным» показателем как раз является третья миссия университета – «Университет и общество», где пандемия сыграла на руку российским университетам. Всего за год прирост количества МООК на платформах Coursera и edX у российских вузов составил 77%. Наибольший вклад в увеличение результата России внесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ. Аудитория сайтов российских вузов в 2020 году выросла в среднем на 69%, что явилось беспрецедентным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов.
«База данных даёт возможность всестороннего анализа построения всевозможных выборок, поиск университетов-аналогов, конкурентов, сравнения сильных, слабых сторон» - сообщает Дмитрий Гришанков. Он пояснил, что существуют различные возможности по сравнению вузов. Так, сравнивая только по три топ-вуза в стране (в России это МГУ, СпбГУ, МФТИ), Россия оказывается на четвертом-третьем, ниже пятого – нет. «Если брать топ-3, российских университетов, мы где-то на третьем-четвертом месте, если брать топ-8, то где-то в районе седьмого, если брать топ-25, я вам скажу, что всего 15 стран готовы выставить такие сборные команды по 25 университетов. Мы где-то на восьмом месте. Как не считай, мы по-разному меняли настройки, Россия ниже 10-го места никак не опускается».
Таким образом, как заключает Дмитрий Гришанков, при помощи получившейся базы данных, представители вузов смогут посмотреть на себя на фоне всего университетского сообщества исходя из своей индивидуальной миссии.
Подробнее: https://tass.ru/press/10901, https://mosiur.org/news/#47
Фото: ТАСС